Автор текста Колпаков Олег Владимирович. Текст полностью, без изменений взят с его сайта. Это наиболее полное описание Колымской трассы. Правда, есть подозрение, что промышленности в этих поселках может сейчас и не быть.

КОЛЫМСКАЯ ТРАССА

В своих описаниях пребывания в Магаданской области я все твердил Колымская трасса, Колымская трасса! Но для людей никогда там не бывавших, а в нынешних условиях тем более, разве что под конвоем, эти слова мало какие картины вызывают. И вот я нашел сайт, в котором подробно описывается, что собой представляла эта дорога в советское время. Думаю, что либеральные реформы сильно изменили города и поселки трассы, существенно сократив население этих мест. Упоминается там и Атка - 208-й км. (Автор сайта inter-68)

создатель сайта ищет жителей п. Карамкен =

Туристический маршрут:
город Магадан — поселок Оротукан — город Сусуман — поселок Усть-Нера. Протяженность маршрута 1042 км.

История возникновения населенных пунктов области чаще всего связана с освоением месторождений полезных ископаемых. Наиболее густо поселки расположены в бассейне верхнего течения Колымы и Индигирки, и связаны они между собой центральной Колымской трассой. Благодаря этой дороге стало возможным быстрое освоение края. Строительство трассы было начато в 1932 году. Через 6 лет она протянулась на тысячу километров. Сейчас протяженность центральной трассы составляет 1168 км. Проложена она по живописным долинам, взбирается на многочисленные перевалы, пересекает большие и малые реки. Поход на велосипедах, мотоциклах, автомобилях познакомит со всем колымским краем. Автозаправочные станции имеются в Магадане, Палатке, Атке, Стрелке, Ягодном, Берелехе, Артыке, Усть-Нере. По трассе также регулярно курсируют комфортабельные автобусы, выполняющие пассажирские рейсы во многие поселки области. Трасса берет свое начало на побережье Охотского моря. Пятьдесят лет назад на этом месте шумела тайга, а сейчас здесь раскинулся красивый северный город, промышленный, научный и культурный центр области. Разнообразное горно-обогатительное оборудование, разработанное магаданскими конструкторами и учеными, производит ремонтно-механический завод. Миллионы тонн грузов перерабатывает морской порт. Мощные современные автомашины развозят грузы по всей области. В Магадане действует 5 научно-исследовательских институтов. Природные богатства края разведует Северо-Восточное территориальное геологическое управление. Союзное производственное ордена Трудового Красного Знамени объединение «Северовосток-золото» ведет освоение месторождений. Специалистов с высшим и средним специальным образованием готовят Государственный педагогический институт, филиалы Хабаровского политехнического и Всесоюзного заочного юридического институтов, техникумы и медицинское училище. В Магадане работают областной Дом политического просвещения, комитет по телевидению и радиовещанию, Дворец культуры профсоюзов, книжное издательство, музыкально-драматический театр, филармония, Дворец спорта, имеются отделения Союза писателей и Союза художников, музыкальная школа. Прямой, интересно решенный в архитектурном плане проспект имени Ленина переходит в Колымскую трассу.

На 8-м километре трассы расположен птицеводческий совхоз «Дукча». На 23-м километре в совхозе «Снежный» (23 - Расстояние от Магадана) недавно построен современный свиноводческий комплекс. Далее дорога отходит на Смежную Долину — любимое место отдыха магаданцев. Здесь размещены пионерские лагеря, Дом отдыха.

За перевалом Хабля, на реке Уптар, среди тополей стоит поселок Уптар (47) — база строительства Колымской ГЭС. Рядом с Соколом — новым поселком авиаторов — расположен аэропорт — воздушные ворота Колымы. В поселке Стекольный (72) работает завод на местном сырье — вулканическом пепле. Центральная геолого-геофизическая экспедиция размещена в поселке Хасын; Современными многоэтажными зданиями отстраивается Палатка — центр Хасынского района. С 90-го километра отходит Тенькинская трасса. На пути раскинулся Карамкен (103)—поселок шахтеров. За ним поднялись сооружения горно-обогатительного комбината. В феврале 1932 года первая автоколонна пробивалась через снега к колымским приискам. Карамкенский перевал лишь с третьей попытки был взят штурмом, которым руководил директор треста «Дальстрой» Э. П. Берзин. С Карамкенского перевала высотой 797 м трасса сбегает в Ольскую долину. За рекой Ола расположен поселок Яблоневый (150).

На одноименном перевале высотой 928 м стоит памятник связисту И. Ф. Макееву, погибшему в 1932 году при прокладке линии связи.

С 196-го километра дорога отходит к Эликчанским озерам.

Крупное автотранспортное предприятие находится в поселке Атка (208). С первых лет освоения края долина оказалась на пути геологов, горняков — это была основная перевалбаза. За поселком расположены два перевала — Болотный, высотой 979 м, и Черное озеро, высотой 875 м. С 256-го километра дорога уходит на курорт Талая. Безлесный перевал Дедушкина Лысина высотой 997 м в окружении суровых каменистых сопок ведет к поселку Мякит (285). Раньше здесь располагался штаб автотранспортников Колымы, сейчас в благоустроенном поселке живут рабочие прииска. С 326-го километра отходит Омсукчанская трасса. Поселок Стрелка стоит на развилке: отсюда начинается дорога, ведущая к поселкам Усть-Среднекан и Сеймчан. За Гербинским перевалом высотой 895 м, в долине притока Колымы, лежит красивый поселок Оротукан (406). Горнякам хорошо известен завод горного оборудования, который изготавливает для всей Колымы буровую технику, электроагрегаты, узлы бульдозеров, драг, производит ремонт станков. В суровую зиму 1942 года здесь была выдана первая плавка высококачественной стали. Ныне мартеновский цех выпускает марганцовистую износостойкую сталь. Электротехнический цех снабжает Колыму, Якутию, Чукотку электроаппаратурой. Оротуканский завод одним из первых в области перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования, первым внедрил прогрессивную систему бездефектного изготовления продукции. В поселке Спорный (442) авторемонтный завод. На 465-м километре трасса пересекает реку Колыму. В 1937 году поселку, называвшемуся в период строительства моста Переправа, присвоено название Дебин. Отсюда идет одна дорога на Синегорье. другая через прижимы Колымы проложена к совхозу «Эльген». Дорога к живописным озерам Джека Лондона и Танцующих Хариусов отходит с 533-го километра. На месте будущего поселка Ягодное (542) в 1934 году поселились дорожники. «Везде, на каждом шагу ягоды и ягоды... Такое изобилие ягод мы встретили впервые», — писал Н. Кутузов, один из первых изыскателей трассы. В 1942 году сюда из Хатыннаха Перешло Северное горнопромышленное управление. В поселке имеется ремонтный завод. Здесь замыкается дорожное кольцо Дебин—совхоз «Эльген». Наиболее тяжелый перевал на Колымской трассе — Бурхалинский, высотой 1011 м.

Берелех (646) — поселок автотранспортников. Созданная в 1936 году автобаза в настоящее время насчитывает в своем парке сотни мощных автомобилей. Они развозят по всей Колыме топливо, продовольствие, оборудование. К северу отходит дорога на Буркандью.

В 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР поселок Сусуман (650) переименован в город. В настоящее время это центр крупного промышленного района. В 1938 году на базе трех приисков «Мальдяк», «Ударник», «Стахановец» было создано Западное горнопромышленное управление, позже преобразованное в горно-обогатительный комбинат. Сусуманцы всегда на переднем крае борьбы за технический прогресс. Три десятилетия назад в ГОКе появилась первая драга Магаданской области. Передовая технология гидрооттайки полигонов впервые в области разработана специалистами комбината. Сейчас широко внедряется землесосный способ промывки песков. Известны всей области имена Героев Социалистического Труда В. С. Фуфлыгина, И. А. Кудыма — инициаторов комплексной организации труда на добыче золота. Коллектив Сусуманского комбината награжден орденом Октябрьской Революции. Трасса бежит дальше по долине Чай-Юрюе. В бассейне реки в тридцатые годы была разведана золотоносная россыпь. Один за другим открывались тогда прииски «Фролыч», имени Чкалова, «Чай-Урья», «Большевик», «Комсомолец». На 694-м километре заканчивается Тенькинская трасса. Колымская же поднимается к Аркагалинскому перевалу, высота которого 966 м. Недалеко друг от друга расположены поселки Мяунджа и Аркагала. Один знаменит углем, другой — ценным металлом. Первооткрыватель этих месторождений геолог Борис Иванович Вронский писал в своей книге «На золотой Колыме»: «Куда идти: налево по Аркагале или направо по Мяундже?.. Мы пошли сначала вверх по Аркагале. В глаза бросилось резко увеличивающееся количество кусков каменного угля. Зато опробование показывало слабые знаки золота. Маршрут вверх по Мяундже показал противоположную картину: очень слабую («знаковую») угленосность и повышенное содержание золота во взятых пробах». В конце 40-х годов начали проектировать крупнейшую на Севере тепловую электростанцию. Впервые в СССР в условиях Крайнего Севера строилась плотина мерзлого типа. Зимой 1954 года Аркагалинская электростанция была включена под нагрузку. На базе дешевого тепла работает совхоз «Энергетик». Шахтеры и горняки получают молоко, продукты птицеводства, овощи.

Следует отметить, что по производству овощей в закрытом грунте на душу населения Магаданская область вышла на первое место в стране. В среднем выращивается огурцов и помидоров по 12—15 килограммов с квадратного метра. Большая заслуга в этом аркагалинского овощевода Н. Г. Гутыдзе. Испытав десятки сортов тепличных культур, он выращивает наиболее урожайные сорта огурцов, помидоров и... винограда. На 739-м километре трассы расположился шахтерский поселок Кадыкчан. Промышленный комплекс вынесен далеко за жилые кварталы. В 1960 году здесь освоено производство газозоло-бетона на базе золы Аркагалингской электростанции. Угольные шахты являются высокомеханизированными предприятиями. Добыча угля ведется комбайнами, конвейеры выдают его на-гора, экскаваторы грузят уголь в мощные БелАЗы. За поселком отходит в Якутию Хандыгская трасса (740).

В поселке Аркагала (750) памятник летчикам капитану И. А. Ковылину, штурману Д. В. Михасеву, стрелку-радисту Н. Д. Борискину, погибшим в 1942 году при выполнении правительственного задания по перегону самолетов с Аляски на фронт. После Колымо-Индигирского перевала высотой 1154 м трасса бежит вдоль реки Неры. В Озерном — центральная усадьба оленеводческого совхоза. За поселком Делянкир (864) начинается территория Якутии. В 1934—1935 годах партия И. И. Галченко открыла золотоносность долин Анка, Нюча, Гаврилка. Позже партии Е. Т. Шаталова и И. Е. Исакова подтвердили золотоносность всего бассейна реки Неры и правобережья Индигирки. Экспедиция В. А. Цареградского положила начало планомерному освоению района. В годы войны на базе месторождений Победа, Панфиловское, Тирехтях было организовано Индигирское горнопромышленное управление с центром в поселке Усть-Нера (1042). Ныне здесь Индигирский горно-обогатительный комбинат. Трасса заканчивается на левобережье Индигирки в поселке Угловой (1168).

Автомобильное и мотоциклетное путешествие по маршруту Магадан — Сусуман — Томтор — Хандыга (1400 км) относится к IV категории сложности. Велосипедное от Магадана до поселка Кюбюме (Хандыгская трасса) — к V категории сложности.

***
Главная страница     Атка-69


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2006-2010

Используются технологии uCoz