Первым местным рабочим, с кем пришлось познакомиться в Атке, был интеллигентного вида, рослый, крепкого телосложения эстонец. В руках у него были плотницкие инструменты. Он поинтересовался кто мы и откуда, и высказал удивление тем, что мы из Университета (к слову сказать, далеко не всегда в то время народ в глубинке знал, чем отличается институт от университета) Эстонец знал. Одет был просто, запомнилась его простая серая рубаха на его мощных плечах. Было похоже, что он когда-то получил неплохое образование.
Из местного населения, с которым мы постоянно контактировали на стройке, запомнились два бульдозериста.
Один из них был молодой парень, работавший на небольшом гусеничном тракторе марки ДТ-75. Он отличался тем, что мог ножом своего бульдозера на 50-60 метров по неровной строительной площадке передвинуть поддоны с пеплоблоками и кирпичами, не уронив ни одного, избавляя нас от переброски их вручную по цепочке. Парень он был энергичный, собирался уехать на "большую землю", т.е. за пределы Колымы и Якутии.
Но иногда нам приходилось вручную разгружать приходившие с пеплоблоками КРАЗы и передавать их по цепочке к месту укладки на второй этаж. Дело поправилось, когда нам привезли и установили небольшой кран "Пионер", которым мы активно пользовались, благо там было только две кнопки - "Пуск" и "Стоп". Но перекрытия и оконные балки мы устанавливали с помощью автокрана. Вот тут ознакомились с профессией стропальщика. Оказалось, что и в этом, вроде бы простом деле, есть свои нюансы.
Второй машинист был не менее колоритной личностью. Он управлял более мощным трактором С-80 или С-100 (в те времена еще японских гигантов "Комацу" не покупали, обходились своими, самым мощным был тогда ДТ-250, но такие бульдозеры работали на больших стройках). В общем, эта машина была побольше и помощнее ДТ-75. Бульдозерист, управлявший этим С-агрегатом, поразил меня тем, что с его слов, въезд в Магадан был ему запрещен. Он признался, что отбывает срок, расконвоирован и живет в Атке. Мы гадали, что же он такое совершил, что даже здесь, на краю Союза (да что там Союза, на краю света!) ему нельзя спуститься вниз по Колымской трассе в Магадан. На вид ему было лет под 50. Я был очень удивлен, когда он мне сказал, что ему чуть больше 30. Судя по его поведению, он был "кадровым" зеком и отбывал не первый срок. Относились к нему члены нашего ССО также как друг к другу, ничем его не выделяя. Как-то приехал к нам местный милиционер и интересовался поведением этого бульдозериста. По его словам он повздорил с тем самым молодым парнем, что работал на ДТ-75, и избил его. Как С-бульдозерист сам позже объяснил причину ссоры - молодой парень плохо отозвался о его тракторе и в знак своего негативного отношения к его технике помочился на С-бульдозер, что было воспринято расконвоированным как личное оскорбление.
Были и другие контакты с трудовым населением этого края. Однажды, уже после работы, накануне выходного, поужинав с небольшим количеством спиртного (что-то коллективно отметили), отряд сидел и отдыхал. Было уже часов 8-9 вечера. Солнце еще не успело опуститься за сопки. В этот момент и прикатил ЗИЛ с длинными досками на прицепе-роспуске. Шофер очень просил нас разгрузить его, так как он не хотел задерживаться на воскресенье в Атке. Мы пошли ему на встречу и с гиканьем быстро освободили машину. Я тоже участвовал в этом деле, помню, Адька Березовский тоже. Оказалось, что шофер живет с семьей в поселке Ягодном (смотрите на карту). Парень был молодой, толковый. Из разговора с ним выяснилось, что попал он в эти края не по своей воле, но от подробностей отказался. Сказал только, что возвращаться на "Большую землю" после того, как вышел из лагеря, не захотел, вот и осел в этих местах.
Было у нас и время для выездов на природу. Как-то поехали всем отрядом в места отдыха местных жителей - на Эликчанские озера (196 км Колымской трассы). Там растительность чем-то напоминала сибирскую, привезли нам пива (в тамошних местах это был жуткий дефицит). Этот счастливый момент зафиксирован на этой фотографии. Внизу улеглись Г.Тарнавский и В.Пиун, в верхнем ряду 4-й слева Александр Тарнавский. Фамилии других бойцов ССО я не помню.
В один из других дней июля (иногда мы простаивали из-за нехватки пеплоблоков или цемента) поднялись на видневшуюся вдали сопку. Было впечатление, что лезешь вверх по куче щебня, солнце и вода настолько ее разрушили, что почти везде были осыпи. Ближе к вершине удивились лежащему в ложбинке большому пятну снега. С вершины были видны сопки, сопки, сопки, уходившие вдаль. Потоптавшись на вершине и отдышавшись, начали спуск вниз. Решили спускаться прыжками по осыпям. Однако после 2-3-х прыжков стало понятно, что можно лишиться обуви, и мы на подгибающихся ногах стали спускаться к еле видневшемуся внизу нашему бараку.
Главная страница | Атка-69 |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2006-2010